История храма

В начале XVIII в. по лесистой местности южнее Александро-Невской лавры, вдоль р. Невы проложили новую почтовую дорогу. Она соединила Петербург с Архангельском, проходила через Шлиссельбург, а потому и была названа Шлиссельбургским трактом.

В окрестностях Петербурга тракт делился на шесть участков. Первый начинался у Александро-Невской Лавры и заканчивался у южной заставы города. Остальные участки находились в границах селений, возникших в XVIII в. Второй участок занимало село Смоленское, в границах от современного Большого-Смоленского проспекта до ул. Крупской. Третий – в поселке Михаила Архангела (до совр. Фарфоровской ул.), далее по селу Фарфорового завода (до Леснозаводской ул.), по селу Александровскому (до ул. Грибакиных) и деревни Мурзинка (до сегодняшнего  Рыбацкого).

На одиннадцатой версте Шлиссельбургского тракта (в настоящее время -  пр. Обуховской   обороны), близ казенного кирпичного завода, возникла деревня, там жили рабочие завода. Первой церковью рабочей слободы была небольшая деревянная церковь во имя пророка Илии, освященная в 1711 году, по преданию, построенная,  Петром Великим, для невских рыбаков.

В царствование Елизаветы Петровны здания кирпичного завода заняла Невская Порцелиновая мануфактура – будущий Императорский фарфоровый завод (в Европе того времени  белоснежный фарфор называли порцелином от итал. porcellino — "поросенок"). Основанный в 1744 году завод - стал первым фарфоровым предприятием в России.

Именно здесь талантливый русский ученый Дмитрий  Иванович Виноградов (1720–1758) открыл секрет изготовления «белого золота». Он впервые в истории керамики составил научное описание фарфорового производства, близкое к новейшим понятиям керамической химии. Фарфор, созданный Виноградовым, по качеству не уступал саксонскому, а по составу массы,  приготовленной из отечественного сырья, приближался к китайскому.

Штат порцелиновой мануфактуры состоял вначале из восьми рабочих, присланных с кирпичных заводов, и двух рабочих с подмосковного фаянсового завода, но с расширением производства увеличивалось и количество работающих здесь. Со временем по соседству с мануфактурой возникла,  так называемая "фарфоровая колония", в которой проживали "работные люди" со своими семьями.

Первая деревянная церковь стала мала и в 1731-1734 гг.  была заменена каменной в три придела (правый - Пророка Илии, левый - Святителя Николая). Освятили церковь во имя Спаса Преображения Господня 4 августа 1742 г.

1

Преображенская церковь.
Фото 1920-х годов из книги «Святыни Санкт-Петербурга»

Строителем каменного храма соборная книга называет священника Иродиона Тимофеева. Среди «жертвователей» на строительство его были императрица Анна Иоанновна, граф И. М. Головин, князья Куракин и И. В. Одоевский, советник А. А. Хитрово и другие. Менее состоятельные люди вместо денег жертвовали материал. Так, обжигальщик Нефед Иванов пожертвовал две тысячи штук красного кирпича, приказчик Алексей Деребин — сто дюймовых досок. Крест на церковь изготовили на деньги купца Адмиралтейского общества Прохора Ивановича Рювищева.

Эта церковь располагалась напротив современного дома N 151 по проспекту Обуховской Обороны.

2

 В церковной ограде, по традиции, разместилось небольшое   приходское Преображенское (позже Фарфоровское) кладбище. Кладбище находилось на земле Императорского кабинета, которому подчинялся Фарфоровый завод. Поэтому, поначалу оно предназначалось «исключительно для лиц, имеющих отношение к Императорскому заводу». Впрочем, этот запрет соблюдали не строго: погребали здесь не только заводских рабочих, но и окрестных жителей, а иногда и состоятельных петербуржцев. Оно располагалось сначала у самого храма и разрасталось в сторону теперешней улицы Бабушкина.

На этом кладбище и был похоронен Дмитрий Иванович Виноградов, к сожалению,  могила его не сохранилась.

К 1811 году однокупольный храм сильно обветшал, и архитекторы  Е.Т. Соколов и Л.И. Миллер разработали проект его перестройки, но из-за недостатка средств изменить удалось лишь форму купола и отчасти внутреннюю отделку. Тогда же в ограде была возведена часовня. Работы длились всего одно лето, после чего 27 сентября 1817 года состоялось освящение здания.

 В 1830 году Петр Телушкин, известный тем, что поднимался на шпиль Петропавловского собора, исправил на храме железный крест. Причт постоянно думал о сооружении нового здания. В 1837 году его проект составил арх. Григорьев, в 1840 - Ф.И. Руска, но денег на строительство не находилось.

В 1845 году здание подверглось частичной перестройке, однако это почти не нарушило его старинный внешний облик. Шпиль, увенчивающий здание, был заменён куполом. Был переделан верх колокольни, внутри храма появились хоры. Возможно, тогда же в интерьере появились витражи. Придельные храмы после реконструкции составили одно целое с главным. В 1846 г. четырехконечный крест заменили золоченым шестиконечным. Иконостас главного алтаря имел четыре яруса, придельные иконостасы освящены во имя Николая Чудотворца и во имя пророка Илии Фесвитянина.

В 1856 году была произведена реставрация четырехъярусного иконостаса. Еще дважды (в 1893 году, под руководством А.В. Малова, и в 1914 году) в церкви производился основательный ремонт с заменой части икон копиями на цинке. В первом случае в куполе была сделана новая роспись.

3

Интерьер Преображенской церкви.
Фото из книги «Святыни Санкт-Петербурга»

В церкви находились особо почитаемые иконы:

  • икона Преображения Господня, в которую были вложены часть креста Господня и частицы мощей Алексия, человека Божия, мученика Георгия, Авраамия, святителя Алексия. Икону пожертвовал придворный протодьякон Алексей Заводский;
  • икона Казанской Божией Матери, которая была найдена корабельным плотником Тихоном Вагановым на дне Финского залива близ Кронштадта около 1770 г. Она почиталась как целительная и чудотворная.

К числу достопримечательностей относился 50-пудовый колокол, отлитый в 1686 в Швеции  известным шведским мастером Михаэлем Бадером и перевезенный сюда из Ниеншанца. Колокол был украшен  латинской надписью Soli Deo gloria. Gloria in excelsis Deo. Me fundebat anno 1686 Holmiae Misael Bader.

При храме существовала благочестивая традиция крестных ходов. В мае крестный ход шел в Колпино, в июле - к часовне Скорбящей Божией Матери; три крестных хода были посвящены избавлению от холеры: 28 июля - по селу Смоленскому (холера 1831 года), 20 июля - вокруг завода (1848 года), 9 июля - на фабрику Торнтона (1893 года).

В храме проводились и захоронения: здесь были погребены отец и сын Гурьевы - министр финансов граф Дмитрий Александрович и действительный тайный советник граф Александр Дмитриевич.

4
«Императорский фарфоровый завод».
Рисунок из фонда Тюменева, 1894 год, РНБ.

С 1871 года при церкви работало благотворительное общество, имевшее богадельню в память Варгуниных и приют.

В 1894 году, в ознаменование юбилея фарфорового завода, перед храмом был поставлен бронзовый бюст Елизаветы Петровны.

Фарфоровское кладбище  неоднократно расширялось.  Ещё в XVII веке оно перешагнуло на другую сторону Шлиссельбургского тракта, затем - за улицу Большая Щемиловка  (отрезок этой улицы,  в настоящее время не существует, но основная часть улицы ныне называется Фарфоровской) и узкой полосой протянулось в юго-западном направлении,  от Невы к Николаевской железной дороге. Возле Преображенской церкви на дорогих участках первого разряда к средине XIX века уже практически не хоронили. В этой части кладбища сохранялось немало красивых памятников конца XVIII - начала XIX веков. В 1862 году был закрыт и второй разряд, расположенный ближе к Щемиловке.

В 1902 году к кладбищу прирезали три десятины земли с целью построить там церковь «для заупокойных богослужений, дабы не стеснять богомольцев главного приходского храма». Небольшой храм в неорусском стиле был построен по проекту архитектора и исследователя древнерусского зодчества Александра Федоровича Красовского в 1902—1912 годах. На Императорском фарфоровом заводе скульптор Август Карлович (Август-Хейнрик) Тимус выполнил по рисунку зодчего уникальный иконостас из фарфора, а царские врата сделали из чеканной меди.

5

18 августа 1902 года прошла торжественная церемония закладки церкви, в которой принял участие епископ Ямбургский Сергий вместе с отцом Иоанном Кронштадтским. Строили храм на пожертвования благотворителей.

Освятили церковь во имя Сошествия Святого Духа 7 октября 1912 года. Церковь стала благодатным украшением района и гордостью мастеров фарфора.

Последнее прошение о расширении Фарфоровского кладбища относиться к лету 1917 года. Через десять лет в 1927 году по ходатайству Володарского райсовета оно было закрыто, началось его постепенное разорение.

Преображенская церковь была закрыта 5 ноября 1932 года и в следующем году снесена, хотя она являлась памятником архитектуры, составляла единый комплекс со зданием Фарфорового завода. Все находившиеся внутри храма захоронения погибли. Были стерты с лица земли и наиболее старые участки кладбища, находившиеся близ церкви, у Невы и Шлиссельбургского проспекта.

В 1939 была закрыта и Свято-Духовская церковь, позже,  использовавшаяся  как картофелехранилище. Та часть кладбища, на которой располагалась  церковь,  просуществовала всю войну. Есть основания считать, основываясь на воспоминаниях очевидцев, что в блокаду на кладбище было совершено несколько погребений.

 После Великой Отечественной войны в крепчайших стенах обезглавленной церкви был устроен литейный цех. Обезображенное здание простояло до 1966 года, и было взорвано при строительстве станции метро «Ломоносовская».

Окончательно кладбище уничтожено в 1960-х годах при строительстве станции метро «Ломоносовская».

Другое кладбище - Успенское Александровское с деревянной часовней находилось в селе Александровском на краю Троицкого поля - (застроено жилыми домами, между Рабфаковской ул. и 1-м Рабфаковским пер.